Наступление свиньей: как «Мираторг» завоевал российский рынок
Настоящие ковбои в шляпах с загнутыми полями, кожаных штанах-чапсах и сапогах со шпорами скачут по зеленеющим лугам. Они могут на глаз определить вес пасущихся бычков и в считаные секунды набросить на скотину лассо. И это не Айдахо или Техас, а Брянская область. Ковбои наняты в США агропромышленным холдингом «Мираторг», реализующим на Брянщине проект по разведению особой мясной породы коров — абердин-ангус. Пару лет назад сюда приезжал Дмитрий Медведев — посмотреть на хозяйство. Цена вопроса, то есть объем инвестиций, — $800 млн, 75% необходимых денег предоставил ВЭБ сроком на 10 лет.
Но если те же 10 лет отсчитать назад, то выяснится, что «Мираторг» появился, можно сказать, ниоткуда. «До 2000-х мы их вообще не замечали на рынке», — уверяет собственник крупной компании-импортера. Однако, когда в 2003 году российское правительство ввело квоты на поставки мяса из-за границы, «Мираторг» начал наращивать объемы торговли импортом. А когда развитие аграрного сектора было объявлено одним из национальных приоритетов, — вложился в строительство свинокомплексов. Теперь «Мираторг» — и крупнейший импортер мяса, и крупнейший производитель свинины в России. Полный запрет на ввоз мяса и мясопродуктов из Европы, Северной Америки и Австралии холдингу только на руку: он давно наладил канал поставок из Бразилии, в Брянской области запустил мощный птицеводческий комплекс, а уже этой осенью начнет торговать собственной говядиной. Кто и как создал этого мясного гиганта?